360
обзор
Природно-этнографическая выставка «Лад»

Природно-этнографическая выставка «Лад»

Постоянная экспозиция Музея истории и культуры Воткинска.
Природно-этнографическая выставка «Лад»

Выставка «Лад» в Музее истории и культуры Воткинска иллюстрирует культуру и обычаи крестьянской семьи в горнозаводском поселке Воткинск. Экспозиция разделена на три зоны: «Красный угол», «Печной угол», «Духовая печь. Детские игры».

Стол деревянный

Стол в доме всегда занимал особенное место – стоял в красном углу и являлся центром всего дома. Здесь собиралась вся семья, поэтому хозяйки строго следили за тем, чтобы на нем не оставалось остатков еды.

В Воткинске столы делали мастера-краснодеревщики. Каждый из них старался оставить о себе память в виде надписи или пожелания. В коллекции Музея истории и культуры Воткинска представлен стол, на углах которого мастер оставил автопортрет, выполненный методом выжигания.

Рукотёр

Рукотёр – повседневное домотканое полотенце темного «немаркого» цвета. Такие полотенца были широко распространены на всей территории Камско-Воткинского горного округа. Для пошива рукотёров холст специально не ткали, а использовали остатки полотна, сотканного для рубах и скатертей.

По традиции рукотёр делился на две части – отцову и ребятёшную. Отец вытирал руки с одной стороны, а дети имели право использовать его противоположную часть.

Картина «Берег Камы»

На выставке представлена картина Анатолия Кожевникова «Берег Камы». Это одна из лучших работ живописца. Она интересна тем, что на ней изображены окрестности села Галёво, большая территория которого ушла под затопление во время строительство Воткинского водохранилища.

Особенностью работ Анатолия Кожевникова были рамы, которые он оформлял весьма своеобразно. Не имея возможности приобрести хороший багет, он покрывал поверхность рамы клеем, на него густым слоем наносил гречневую крупу, а затем закрашивал этот слой золотистой краской.

Люлька-зыбка

В конце XIX – начале ХХ века зыбка представляли собой деревянную раму, обшитую холстом и подвешиваемую за углы. Она крепилась к очепу – длинной гибкой жерди, который изготавливали из березы. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша. Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы: считалось, что чем выше находится ребенок к потолку, тем он ближе к Богу.

Самовар жаровой

В Музее истории и культуры Воткинска представлен жаровой самовар, изготовленный на фабрике братьев Николая и Михаила Лялиных. Они владели скобяной фабрикой и торговали самоварами, скобяными, медными, оловянными и оружейными товарами в Туле, Ростове, Казани и других городах России.

В царской России самовары были почти в каждой семье. За ними тщательно ухаживали и передавали по наследству. С самоваром связан свадебный обряд: когда невеста переезжала в дом к жениху, самовар везли на отдельной телеге, укладывая на перины, чтобы все видели.

Ткацкий станок

Ткацкий станок или «кросна» – один из важнейших предметов крестьянского быта. Как правило, девочку усаживали за станок в 6 лет, а к 15 годам она становилась отменной мастерицей.

Станок рассматривался и как модель мироздания. Деревянные «лепестки» в верхней части – это стилизованные головы небесных коней, что везут по небесной тверди солнце. Средняя часть, где находятся натянутые нити, – это земной, «вещный мир» с реками (нитями), в которые «ныряет» уток (челнок). Нижняя часть ткацкого станка (подземный мир) – две педали, приводящие в движение механизмы деревянного устройства.

Гребень-чесалка

Гребень-чесалка для льна и конопли – это инструмент для отделения семенных коробочек льна от стеблей. Он бытовал на территории Камско-Воткинского горного округа, население которого было тесно связано с заводом, а потому уже к концу ХIХ века гребень-чесалку начинают изготавливать с металлическими зубьями на торце. Его закрепляли к массивной плахе, служащей основанием.

Самопрялка

Самопрялка – устройство для механического прядения нитей из волокон льна или шерсти. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо, а нить сама наматывалась на катушку.

Производство самопрялок в Вятской губернии началось одновременно в Шурминском и Буйском заводах Уржумского уезда и на Никольской фабрике Вятского уезда в 20-е годы ХIХ века. Именно из Вятской губернии самопрялки распространились по всему Уралу.

Картина «Рассвет над Воткинском»

Картина «Рассвет над Воткинском» написана в 1993 году. Автор, Виктор Русских, одну из самых высоких точек в городе – Каменную гору.

Художник уделил большое внимание природному ландшафту. Многоэтажные дома, которые построены у Воткинского пруда, на картине не запечатлены. Так Виктор Русских хотел показать девственную природу Удмуртии.

Дуплё – детский стульчик

Дуплё – это детский крестьянский стульчик. С помощью него детей учили сидеть и стоять. Младенца в возрасте 2–3 месяцев туго пеленали, завязывали свивальником и плотно вставляли во внутрь деревянного цилиндра так, чтобы малыш вставал, как «шишечка».

Дуплё ставили рядом с ткацким станком, за которым могла работать мать или кто-то из женщин, его мерный стук убаюкивал ребенка и он засыпал, после чего младенца аккуратно доставали и переносили в люльку-зыбку.

Жилет мужской

Жилет кузнеца Алексея Николаевича Болонкина, начало ХХ века.

Алексей Болонкин – представитель потомственной династии кузнецов Воткинского завода. Его предки значились в списках первых мастеровых завода. К концу ХIХ века его семья входила в заводскую элиту – рабочую аристократию. Они были специалистами высокого уровня на заводе и имели право на образование и участие в общественной жизни поселка. Особое внимание заводская элита придавала одежде, несомненным атрибутом которой был жилет.

Сани

Выездные сани предназначались для поездок в гости, в церковь, на базар или ярмарку, а также для выполнения свадебных ритуалов. Их отличие от обычных саней в кузове, к которому прикрепляли высокие борты и спинки. Отводы напоминали крылья и служили опорой при скольжении саней по снегу.

Сани в экспозиции музея принадлежали потомственным мастеровым Воткинского завода – семье Болонкиных.

Дорожный сундук

Дорожный сундук-укладка дорожный передан музею в 2007 году Александром Кузнецовым – выходцем из семьи потомственных мастеровых Воткинского завода.

Рабочие Воткинского завода часто уезжали в командировки и брали с собой жен, которые готовили пищу для своих мужей, создавали своеобразный уют вдали от дома. В командировку требовалось много «носильных» вещей, поэтому такой сундук-укладка был крайне необходим.

Календарь недельный

На территории Камско-Воткинского горного округа проживали выходцы из разных губерний России. Среди них было много старообрядцев, у которых бытовала традиция изготовления деревянных календарей на неделю.

Как правило, календари изготавливал мужчина, он же и занимался отсчетом времени. Утром, когда вся семья после молитвы начинала заниматься повседневными делами, глава семьи переносил деревянный штырек из одного отверстия календаря в другой. Календарь хранился в красном углу, под образами, на лавке.

Рукомойник

Чугунные рукомойники получили большое распространение на Урале, который стал одним из центров металлургии в России, поэтому железные вещи, изготовленные на заводе были практически в каждой семье.

Рукомойники подвешивались около печи или у входа в избу. Летом их выносили на крыльцо или подвешивали у бани, которая стояла в огороде. Он вмещал небольшое количество воды, но благодаря изогнутому носику, вода попадала на руки небольшими порциями, что позволяло тщательно помыть руки.