Благовещенский собор

Воткинск

О месте

В июле 1815 года мастеровые Воткинского железоделательного завода «единогласно и единодушно учинили приговор» о строительстве каменного собора в Воткинске.

По Указу Вятской Духовной Консистории № 3360 от 12 октября 1815 г. Дмитриевская церковь переименована в Благовещенский собор. В этом же году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами в честь Святителя Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского.

Строился храм на средства обывателей Воткинского завода и крестьян окрестных селений входящих в приход собора (десятки деревень), а так же на значительные сборы по всей Вятской губернии и помощь оказываемую государством. Строительство производилось артелью прославленного мастера нижегородского крепостного крестьянина Алексея Бруснигина. Первый проект был составлен «штатным Воткинского завода архитектором», И.Т. Мальгиным. Следует сказать, что Мальгин был выпусником Горного кадетского корпуса и профессиональным архитектором не являлся. В дальнейшем работы производились по проекту архитектора А.И. Постникова. В прочем производились и коррективы, в том числе лучшим на всю Вятскую губернию мастером храмового зодчества С.Е. Дудиным.

Фундамент собора заложен в 1817 году, а строительство закончено в 1818 г. В этом же году освятили 2 придела в теплой церкви: правый – Николаевский и левый – Дмитриевский. Колокола соответствующие «благолепному украшению создаваемой в Воткинском заводе каменной соборной церкви» выполнил колокольный мастер из Елабуги Дмитрий Шишкин. После изготовления колокол на санях был доставлен в Воткинск к празднику Богоявления. Весил колокол 129 пудов.

Иконы для собора писали художник императорской Академии А.Т. Винокуров, и частью П.И. Федоров, а вызолачивал их живописец Михаил Юркин. Сложное произведение декоративно – прикладного искусства – иконостас, в сочетании стилей барокко и классицизма, создавал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» А.М. Канцырев.

Осенью 1821 года на личные средства крупного русского ученого – металлурга П.Г.Соболевского над главным куполом собора был водружен венчающий шар и крест. На следующий год в Воткинск переезжает известный на Урале архитектор В.Н. Петенкин, который и достроит окончательно собор.

Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Вятским Кириллом. Освящение произведено на мощах великомученика и целителя Пантелеймона «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к крест под престолом».

В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Никольский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Святитителя Димитрия Ростовского.

В 1845 году в связи с перестройкой главного иконостаса собора пестол вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский.

В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство.

Авторы стенной живописи неустановленны, известно лишь, что поновлял и расширял их известный сарапульский живописец А.П.Беркутов. В 1901-1902 годы живописец А.В.Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора.

Трагические события 20 – го столетия, разразившиеся в России, не обошли и Воткинск, а вместе с ним Благовещенский собор и его священство.

Против установленной большевиками власти, в августе 1918 года, вспыхнуло народное восстание, подавленное в ноябре отборными силами красной армии. Повстанцы оставили родные места. Население завода не участвовавшее в восстании (в основном старики, женщины и дети) не чувствуя за собой вины осталось в Воткинске, а вместе с ними и священство. Вошедшие в Воткинск латышские стрелки под командованием Азина устроили в поселке настоящую резню. Начался провозглашенный Лениным красный террор. Сегодня сложно определить точное количество жертв. По сведениям участника Воткинского восстания, командира инженерного соединения подпоручика С.Н.Лоткова в те дни большевиками было убито более 5 тысяч ни в чём не повинных воткинцев. Но этой цифре люди с советским воспитанием не доверяют, т.к Лотков – белый офицер. Сохранившиеся архивные данные и публикации в большевистких газетах дают полное основание утверждать, что количество жертв «красного террора» куда как более чем 5 тысяч. Автор сайта со временем познакомит Вас со своим расчётом.

В ЦГА УР хранится телеграмма председателя воткинского ЧК Линдемана председателю ревсовета Зорину. В которой Линдеман отвечает на вопрос Зорина «не скучаешь ли в Воткинске»: « Работы порядочно; но признаться что то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». Далее в телеграммах ближайших дней идут переговоры о предстоящем визите в Воткинск Зорина. 14 декабря Линдеман военносрочно телеграфирует « К понедельнику всё готово в программе № 490». Что такое № 490 остается только догадываться, но явно, что не просто диспут Спустя три дня\ Зорин бахвальствуется в Реввоенсовет « Понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили три митинга между прочим один соборе прошли довольно хорошо церкви были оппоненты которых с успехом разбили точка». Понедельником в 1918 году было 16 декабря. Именно в эти дни был зверски убит самый уважаемый священник собора о.Николай Чернышев вместе со своей дочерью Варварой (последней его «отметкой» в метрических книгах было 30 ноября/13 декабря по новому стилю, а 14 у Линдемана было «всё готово»). Без вести пропадают священники Михаил Суворов, Николай Кошурников, Владимир Андриевский.

В 1919 году Воткинск временно освобождает армия адмирала Колчака. Но летом этого же года она оставляет Прикамье. Жители Воткинска, помня красный кошмар, в своём большинстве покидают родные места вместе с армией Колчака. Вместе с ними эвакуируется и значительная часть священства: священники Афанасий Левитский (вернется в 1924 году),Николай Якимов, Леонид Рудольский(вернется в 1922 году), Дмитрий Замятин, Василий Рычков, Алексей Невоструев; диаконы Григорий Пикулев, Николай Ардашев,Николай Мухачев (вернётся в 1922 году), Николай Попов.

3/16 сентября 1921 года председателем Воткинского политбюро изъяты (вместе с красным сукном) метрические книги.

Документы по изъятию церковных ценностей не обнаружены. В плоть до своего закрытия, не смотря на бушующие страсти вокруг и в самой Церкви, священство и приход собора остаются верными православными христианами.

Благовещенский собор закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 15 марта 1929 г. № 123. Здание передано под кинотеатр.

В январе 2001 года собор передан Православной Церкви.

На карте