«Якшур-Бодья - открытый дом»

Якшур-Бодьинский район

О месте

Дизайн-проект архитектурно-художественный ансамбля «Якшур-Бодья» - открытый дом» создан научно-творческой мастерской «ИКАСо». Руководитель проекта Иван Васильевич Сорокин.

Подготовительные, проектные и скульптурные работы производились с июня 2009 года по май 2010 года.

В основе творческого замысла авторов ар­хитектурно-художественного ансамбля  лежит исторический эпизод приезда  Александра I, который в 1824 году проездом остановился в Якшур-Бодье на подворье зажиточного крестьянина-удмурта Ивана Герасимовича Бигенея.

Доминирующим объектом ансамбля являются стилизованные «ворота» крестьянского подворья. В их композиционно-смысловое решение заложены явно обнаженные конструкции крыши, что символизирует строящееся совре­менное село в новых экономических и политических условиях. Под крышей «ворот» подворья есть возможность укрыться от ненастной погоды, а также от палящего солнца в жаркий день. По проектному замыслу в архитектурно-худо­жественном ансамбле участвует знак — «род Бодья», размещенный на уровне крыши стилизованных «ворот» крестьянского подворья. Конструкция «ворот» выполнена из металла и представляет собой симметричное сооружение с осе­вым расположением на углу отведенной для ансамбля площади. Крыша «ворот» и стилизованная крона крепко стоящих напротив символических «елей» окра­шены в сине-зеленый цвет, а все несущие конструктивные элементы ансамбля - в оранжево-охристые цвета. Сине-зеленый символизирует защиту от жизненных проблем, связь поколе­ний и успешное экономическое развитие района, а оранжево-охристый - символ праздника и психологической уравновешенности.

На ажурных конструкциях стилизованной кареты размещены символы и геральдические элементы самодержавной царской власти Александра I. «Ка­рета» расположилась недалеко от «ворот», и ее внешний вид передает впечат­ление недавно проделанного большого пути, готового продолжаться далее. Об этом говорит присутствие предметов стилизованного «багажа», пристегнутого «ремнями» к «карете».

Можно сказать, что в Якшур-Бодье находится самая большая «монета» царской чеканки — образца 1824 года, диаметр которой составляет 180 сантиметров. Величина стилизованной «монеты», являющейся объектом «самого-самого» как категории зрелищного вида искусства, рассчитана на эмоциональное восприятие и гордость за село, владеющее таким уникальным символом.

В ансамбле установлены три стилизованные «ели», одна из ко­торых символизирует «Мать Леса». Вторая «Ель», находящаяся рядом, держит на своих ветвях три звонких ело­вых доски. Это - удмуртский национальный музыкальный предмет - тангыра. При ударе билом по доскам разного размера и толщины раздается на довольно большое расстояние мелодичное звучание. Оно возвещает о свадебных событиях жителей села, зазывая гостей. После регистрации в ЗАГСе молодожены проводят здесь современный свадебный ритуал, скрепляя на конструкциях крестьянских «ворот» навесные замки как символ верности друг другу.

Присутствие скульптурного «поросенка» - важный по ху­дожественному замыслу объект внимания, особенно для детей и подростков.

Главные персонажи в этом ансамбле - скульптурная группа матери-удмуртки и мальчика-сына. Их силуэты динамичны, взгляд устремлен в сторону «кареты». Экспрессивность фигур говорит о «дивном событии», по­сетившем село. Праздничность передана в одежде женской фигуры. Именно так одевались женщины, встречая высоких гостей. Усиливает впечатление фигура мальчика, эмоционально возбужденного и показывающего рукой на «карету» с закрепленными к ней предметами дорожного «багажа».

  • Адрес:
    с. Якшур-Бодья, ул. Пушиной

На карте